ЛОБОТОМИЯ.
Во всем оказался виноват доктор Моро. Кто ж ведал, что он такое учудит?
Позже разобрались, что он был племянником Гибаряна, так что версия, будто он все учудил ради тривиальной мести отбрасывать не получалось никак.
Кельвин к тому времени со станции давно свалил на пенсию, Санториуса еще до того отправили на принудительное лечение, так что доктора соляристических наук Моро остановить стало практически некому. Ну, разве что Океану? Может, на него-то все и надеялись, как на последнюю инстанцию. Причем, бесплатную – не стоящую земной цивилизации абсолютно ни в какую копеечку.
В общем, прошли месяцы пока хватились. Быть может, и вообще бы не хватились, если б дело не зашло так далеко. Феномен Соляриса к этому времени сенсацией быть перестал. Одна из причин, почему такие как Моро проникли в исследовательскую среду. Все способные, да еще и адекватные при том, ушли в сферы более престижные. Вот Моро и преуспел.
Вначале он с помощью подручного человеко-роботного персонала перепрофилировал станционный аннигилятор. Спросите, почему об этом не узнали на Земле и не предотвратили? Смеетесь что ли? Каждую секунду в научный совет галактических исследований приходит несколько тысяч сообщений. На все надо реагировать. И есть определенная очередность этой всегалактической бюрократии. Кто ж ведал, что отложенные до лучших времен доклады имеют высший приоритет?
Короче анигиляционный лазер перепрофилировали. Ну, а тут уж началось.
Соляриский Океан тоже конечно дал маху. Занялся как обычно своей заоблачной математической топологией, или просто-напросто впал в спячку, кто ж теперь разберется? Надоело ему видимо возиться с этими двуногими на орбите, насылать на них кошмарики.
Короче, доктор Моро оседлал свой лазерочек и начал эксперимент. Потом, по шифрованным записям, примерно восстановили цель задумки. Задумка была многоплановой, а логика воистину убийственной. Поскольку Океан, как цельный объект штука непостижимая, то не стоит ли попробовать познать его по частям? Сделать, так сказать, лоботомию? Если Солярис – мозг, то не стоит ли додробить его до некой аналогии нейрона, а уже эту долечку исследовать отдельно? Ну, это в максимуме, при полной реализации плана.
Ну, а как промежуточный этап, доктор Моро рассек океан продольным общепланетарным разрезом. Станция спалила все накопленное за год экономии. Позже это так и назвали – «Бороздой Моро».
Из-за «Борозды Моро» Соляристкий Океан развалился на два равноценных по массе куска, каждый весом в восемь миллионов тонн. Теперь вместо одного гиганта выявились два поменьше. Но ведь цель Моро и была именно в этом. В смысле, если Океан в целом непознаваем, то не удастся ли познать его в дробленном виде? Точнее, и в разделенном виде Солярис тоже непознаваем, но ведь почему он непознаваем как таковой? Да ведь, яснее ясного. Он непознаваем, поскольку не общается с себе подобными. Человек-то, понятное дело, для него не фигура. А вот если Океан разделить, тогда, если общие критерии разумности сохранятся и у долей, то эти галактические монстры начнут общаться друг с дружкой. Куда ж они денутся, если будут вынуждены сосуществовать на одной планете?
Для того, чтобы восьмимиллионотонные половиночки, чего доброго, не срослись вновь, Моро зациклил программку бортового аннигилятора на непрерывную повторную резку. Все попытки «Братьев Океанов» перекинуть друг с дружкой мостик, или протянуть щупальце тут же пресекались лазеро-аннигиляционным лучом.
Далее доктор Моро собирался, видимо, исследовать синтаксис межокеанской сигнализации, их соляристическую «азбуку Морзе». Кто знаем, может быть, этот орбитальный вивисектор планировал в последствии раздробить первичный Океан еще на несколько особей и составить, так сказать, некое соляристическое сообщество.
На Земле хватились довольно поздно. Моро на гравитационной платформе уже накопил несколько шкафов записей всплесков активности подопытного. Вернее, подопытных. Возможно, исписал еще несколько дневников. Не исключено, что его новаторский подход изучения феномена и вправду, принес бы некий успех, а то и прорыв в соляристике.
Жаль, результаты остались неведомы цивилизации земли. Доктора Моро хотели лишить всех научных степеней, и даже привлечь к уголовной ответственности не только за превышение полномочий, но и за садизм – пусть и не над человеческим существом.
Однако все завершилось абсолютно неожиданно. За этими пристальными наблюдениями за локальными процессами, весь робото-человеческий персонал гравитационной платформы начисто забыл о куда более глобальных процессах.
Черт возьми, как можно было выбросить такое из головы вообще? Ведь планета Солярис совершала свои волшебные циркуляции в системе двойной звезды. Ну и вот!
Пока два новых жителя великана планеты выясняли между собой кто из них главнее, на своем так и не понятым жителями Земли, соляристическом языке, пространственно-временная «машина» перестала работать.
В общем, единственное, что успела земляная цивилизация, это сфотографировать издали, как до того успешная в орбитальном плане планета бултыхнула вглубь одного их звездных компонентов — красный гигант.
После данного происшествия соляристика окончательно превратилась в виртуальную науку.
*