К утру метель улеглась. Небо умылось, выпуская солнце, и Командор решил двигаться дальше. Взрыкивая двигателями вездеходы спустились на лёд замерзшей Оки и куцым караваном двинулись на север. Всего четыре машины. Две потеряли еще около Орла, попав на скрытую во льду трещину. Один по глупости сгорел – механик перестарался с печкой, а когда загорелось впал в панику и выскочил из машины вместо того чтобы хвататься за огнетушитель.
— Командор! Смотрите!
Руководитель экспедиции подался к окну и поднес к глазам бинокль. Вдоль берега шло стадо оленей. Рогатые твари длинной рекой мелькали на белой простыне степи. Командор продолжал всматриваться и наконец заметил хозяина стада.
— Влад, — Командор не оборачиваясь хлопнул по плечу молодого механика, — дай зеленую ракету и поворачивайте к берегу. Хочу пообщаться с местными.
Погонщик стада оказался рад встречи. Оставив в оленей на попечение собак, принял приглашение Командора и залез в кунг вездехода. Откинув капюшон парки, принял кружку горячего чая и осторожно пригубил.
Командор смотрел на молодого белобрысого парня и в душе немного завидовал. Всего сто лет прошло, как началась Большая Зима. Как оказалось, человек ничего не понимает в климате. Крики о глобальном потеплении теперь могли бы показаться издевательством. Два очень мощных извержения вулканов, выброшенный в атмосферу пепел, два года без лета. И вот ледники снова растут с невиданной силой, система набирает положительную обратную связь… Здравствуй новый ледниковый период! Когда его приход стал очевидным, большая часть человечества устремилась на юг. Новое переселение народов, конфликты, кровь, стрельба. И миллионы беженцев тянущиеся на юг. Только на юг. А предки этого погонщика остались. И даже ринулись на север – учиться у коренных народов выживать среди вечной мерзлоты.
Выждав пока гость выпьет вторую кружку, Командор спросил:
— Как там дальше дорога?
— Дальше Калуги не пройдете. Да и зачем? Стена уже рядом.
Командор вздохнул. Надо, надо успеть в занесенную снегом Москву, пока пустой город не сожрал надвигающийся ледник. Там еще есть многое, за что на юге можно купить место под холодным солнцем.
— Так ведь июль, прошлым летом оттаивало, нормально проходили.
Погонщик посмотрел на командира экспедиции как на ребенка.
— Лето холодное. Снега много. Стена так лучше всего растет.
Они еще поговорили о дороге. Обменялись – свежее мясо на концентраты и патроны. И разошлись, чтобы больше некогда не встречаться.
Молодой погонщик смотрел вслед уходившим на север вездеходам. И совершенно не чувствовал родства с этими странными людьми. Похожие с Командором как родные братья, они выбрали разные пути и расходились окончательно. Он честно предупредил, а они честно не полушались.
— Пусть Холод убьет вас быстро, — в слух пожелал погонщик глупцам, и пошел к стаду.